понедельник, 7 марта 2011 г.
Биотопливо в борьбе с энергозависимостью
В мире четко прослеживается тенденция к приоритетному развитию альтернативной энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии, и сокращению доли углеводородного сырья в глобальном энергетическом балансе.
Всепланетарный тренд подхватили и в России. В числе основных задач премьер Правительства РФ Владимир Путин обязал генерирующие компании увеличить к 2020 году долю по возобновляемой энергетике до 4,5%. По данным Минэнерго РФ, сегодня лишь 1% энергии добывается из альтернативных источников.
К достижению поставленной цели активно подключились регионы. Министр промышленности и энергетики Удмуртской Республики Олег Радионов отметил, что переход на «топливо будущего» позволит региону не только отказаться от дорогих привозных энергоносителей, но и стимулировать развитие местной промышленности.
Олег Радионов, министр промышленности и энергетики УР
Дорогое традиционное топливо
«ДК»: Олег Викторович, в чем заключается экономическая необходимость использования возобновляемых ресурсов в Удмуртии?
О.Р.: Наш регион очень зависит от поставляемых извне энергоносителей. Основными видами топлива, потребляемого в республике, являются газ и уголь. В республике имеются месторождения по добыче нефти, но отсутствуют заводы по ее переработке, нет месторождений угля и природного газа, что значительно увеличивает стоимость данных видов ресурсов для региона. Местные же виды топлива – торф и дрова – составляют всего 2,5% в топливном балансе Удмуртии.
Наибольшее количество котельных Удмуртии – свыше 70% – используют в качестве топлива газ, значительное число котельных работает на угле – 23,5%, около 3% теплоисточников работает на электроэнергии, 1,2% – на дровах и 1,2% – на других видах топлива.
На сегодняшний день средний уровень газификации жилья в Удмуртской Республике составляет примерно 60%, а в сельской местности – 27%. Среди районов наиболее газифицированы Алнашский (71,4%), Малопургинский (59,7%) и Увинский (73,8%). В других районах этот показатель значительно ниже. Наиболее слабо развита сеть газопроводов в Глазовском, Кезском, Красногорском, Сюмсинском и Игринском районах. Там газифицировано не более 7% жилья. Поэтому в отопительной системе этих районов большое значение имеет негазовая составляющая.
В условиях постоянного развития экономики и промышленности спрос на энергоресурсы растет, при этом запасы традиционных видов топлива истощаются. Это, в свою очередь, ведет к устойчивому росту цен на традиционные виды топлива и, соответственно, к увеличению тарифов. Это касается каждого региона, в том числе и нашей республики. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является использование местных энергоресурсов, в первую очередь, торфа, дров, отходов лесозаготовок и деревопереработки.
Лес как спасение
«ДК»: Древесные гранулы – пеллеты рассматривают в Европе как «топливо будущего». А какое биотопливо может быть использовано в Удмуртии?
О.Р.: В Удмуртии выявлено и учтено 619 торфяных месторождений общей площадью в границах промышленной глубины торфяной залежи 54,2 тыс. га, в которых содержится 204,7 млн тонн воздушно-сухого торфа.
Кроме того, Удмуртия обладает богатым лесным потенциалом. Общая площадь лесов превышает 2 тысячи гектаров и составляет 46,7% от всей территории республики.
«ДК»: Насколько велики объемы сырья, которые могут использоваться для производства пеллет?
О.Р.: Леса занимают почти половину площади всей территории республики. Однако промышленные способы переработки древесных отходов в топливно-энергетические ресурсы до последнего времени практически не используются.
Многие лесоперерабатывающие предприятия буквально завалены отходами деревообработки, от которых деревообработчики не могут избавиться. Это негативно сказывается на экологической обстановке на предприятиях. По различным оценкам, объемы отходов лесопереработки в республике составляют от 25 до 40% от заготовляемой древесины. В республике в 2009 году заготовлено 1,9 млн куб. м древесины, или 59% от возможного использования расчетной лесосеки (до 3 млн кбм в год). Энергетический потенциал древесных отходов лесозаготовки и деревопереработки к 2015 году оценивается в размере около 150 тыс. тонн условного топлива.
Концепция топливозамещения
«ДК»: Существует ли обоснование целесообразности развития направления альтернативных видов топлива? Или действуем по принципу – коли Кремль сказал, расшибемся, но сделаем, чего бы это нам не стоило?
О.Р.: С целью изучения возможности применения возобновляемых видов топлива разработана концепция Республиканской целевой программы «Снабжение населения, объектов социально-бытовой сферы в отдаленных населенных пунктах Удмуртии местными видами топлива, альтернативными природному газу». В работе выполнено обоснование целесообразности и использования местных видов топлива на теплоисточниках с целью повышения надежности топливообеспечения и возможности снижения стоимости потребляемой тепловой энергии.
В рамках концепции предложен системный подход к анализу состояния системы теплоснабжения и рассмотрены перспективы топливообеспечения республики с использованием альтернативных возобновляемых источников энергии. В работе рассмотрены технологии производства ТЭР из местных энергоресурсов: производство топливной щепы, гранул и брикетов из древесных отходов и биогаза из отходов животноводства, а также разработаны методики расчета себестоимости производства этих видов ТЭР в зависимости от объема производства.
Теперь на основе разработанной концепции необходимо разработать целевую программу по заготовке, производству и снабжению потребителей местными видами топлива в Удмуртской Республике и за ее пределами, в которой необходимо более подробно рассмотреть вопросы производства пеллет и определить объемы финансирования Программы по применению возобновляемых ресурсов.
«ДК»: Где могут использоваться пеллеты в качестве топлива?
О.Р.: В настоящее время рынок древесных гранул в России только формируется и доля использования пеллет в качестве топлива крайне незначительна. Однако можно с высокой долей вероятности прогнозировать его быстрый рост и занятие пеллетами достойной ниши на рынке энергоресурсов. Область применения: для промышленного потребления в больших теплоэлектроцентралях, для небольших котельных, для частного потребления.
Пеллеты незаменимы там, где подключение магистрального газа невозможно или слишком дорого. В отличие, к примеру, от дров или топливных брикетов они не требуют постоянного человеческого присутствия рядом с котлом – их сыпучесть позволяет регулировать необходимую подачу топлива.
Большой интерес к установке пеллетных котлов могут проявить и учреждения, не зависящие от центральной системы отопления – детские сады, школы, больницы. Провести туда газ довольно дорого для госучреждения, а древесные гранулы вполне могут стать хорошей альтернативой.
Пеллетный котел дороже газового в 2-3 раза. В Европе применение гранул стимулируется правительствами государств. Например, в Швеции при переводе котельных с угля или нефтепродуктов на топливные гранулы правительством субсидируется от 30 до 70% стоимости затрат на такой переход.
«ДК»: Насколько использование возобновляемых энергоресурсов выгодно с точки зрения экологии?
О.Р.: Что касается пеллет, они признаны самым экологичным видом топлива. При сгорании они выделяют в атмосферу столько же углерода, сколько получается при естественном гниении древесины. К тому же они не имеют неприятного запаха и не взрыво-опасны, в отличие от газа или мазута.
Мировой триумф пеллет
«ДК»: А что насчет пеллет говорит мировой опыт их применения?
О.Р.: В мире сейчас производится более 15 млн тонн древесных пеллет в год. В том числе в Европе – около 9 млн тонн, в РФ – около 1 млн тонн, в США – 2,8 млн тонн, в Канаде – 1,4 млн тонн. За последние несколько лет заводы по выпуску древесных гранул появились в таких странах как Франция, Болгария, Испания, где ранее вообще не знали, что такое пеллеты.
Родиной пеллет считаются США. Именно здесь в начале восьмидесятых годов прошлого века предложена технология гранулирования отходов для экономии на их перевозке. Через некоторое время их стали использовать для отопления.
Европейским первооткрывателем пеллет является Швеция. Гранулы для топки из остатков деревообработки в этой стране начинали изготавливать во второй половине восьмидесятых годов. В начале девяностых здесь начался пеллетный бум и активное развитие промышленного производства.
Следом повышенный интерес к древесным гранулам начали проявлять Дания, Австрия, Голландия, Финляндия, Норвегия, Англия, Франция, Италия. В Германии этот вид биотоплива стали выпускать в 1998 году. На сегодняшний день лидерами по потреблению гранул в Европе считаются Дания, Австрия и Швеция. Эти же страны занимают первое место по производству пеллетных котлов.
В России пеллеты стали известны с начала 2000-х годов, а их производство началось около пяти лет назад. Однако до сих пор говорить об относительно сформировавшемся рынке нельзя. Официальной статистики по выпуску древесных гранул и оборудованию для их сжигания не существует. Известны небольшие частные предприятия-производители, недавно состоялось открытие пеллетного завода в Ленинградской области.
Директива Евросоюза предписывает входящим в него странам к 2020 году увеличить долю возобновляемых источников энергии при выработке электроэнергии до 20%. Десятилетие – короткий срок. Для того чтобы достичь поставленной цели, следует шире использовать технологию совместного сжигания. Поэтому на европейском пеллетном рынке ожидаются серьезные изменения в сторону его роста.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)